Система автоматизированного весогабаритного контроля грузового транспорта (АСВГК)

Дата публикации 18.04.2019

Федеральная система весогабаритного контроля

Согласно информации от главы "РТ-Инвест Транспортные Системы" (оператора системы "Платон"), к 2022 году в России планируется ввести в эксплуатацию федеральную «Систему автоматизированного весогабаритного контроля грузового транспорта» (АСВГК). Под проект планируется привлечь 30 млрд. рублей частных инвестиций (10% собственных и 90% заемных средств). Предполагается использование как существующей стационарной инфраструктуры «Платона», так и создание объекты контроля: весы, пункты фото- и видео-фиксации. Всего, на начальном этапе, система будет включать 100 пунктов контроля. В окончательном виде АСВГК будет включать 387 пунктов, расположенных на дорогах федерального значения, и 366 пунктов – на дорогах регионального и местного значения. При оперативном утверждении Минтрансом заявки "РТ-Инвест Транспортные Системы", первая очередь АСВГК может быть запущена к концу текущего года.

 

Весогабаритный контроль

 

Весогабаритный контроль — тема, касающаяся многих: перевозчиков, грузовладельцев, экспедиторов и даже владельцев личных легковых автомобилей, передвигающихся по тем же дорогам, что и большегрузный транспорт.

 

Согласно регламенту, весогабаритный контроль применяется для автоматического измерения габаритных размеров, массы и сил воздействия транспортных средств на дорожное покрытие. При этом:

  • обеспечивается автоматическая фиксация и распознавание государственного номера ТС;
  • регистрируются факты нарушений правил перевозки грузов;
  • осуществляется сбор информации обо всех транспортных средствах, прошедших через зону контроля, данные передаются на серверы, где ведутся базы данных транспортных средств;
  • осуществляется удаленный мониторинг движения тяжеловесного и негабаритного автотранспорта.

Конечной целью контроля объявляется соблюдения регламента эксплуатации и увеличения срока службы автомобильных дорог.

 

Не секрет, что в погоне за сиюминутной экономией и выгодой перевозчики, бывает, перегружают машины, разбивая покрытие и сокращая сроки его службы: выбоинах и колеи на дорогах не появляются сами собой. И дело не только в выбоинах: под перегруженными большегрузами обрушивались мосты, а высокий спецтранспорт разбивал надземные пешеходные переходы. По статистике Росавтодора, каждый третий грузовик нарушает нормативы по массе, причем перегруз, в среднем, составляет 30%.

 

Для борьбы с нарушителями в 2015-м году были внесены изменения в КоАП: суммы штрафов за превышение предельных значений массы и габаритов были многократно увеличены. Нарушители выявлялись в «ручном» режиме: сотрудники Ространснадзора, основываясь на собственном опыте и наблюдательности (автомобиль сильно загружен, едет медленнее потока, имеет много осей и т.д.), останавливали кажущуюся подозрительной машину и отправляли автомобиль на весы и «под рулетку» — специальные рамки, установленные на дороге. Если обнаруживалось превышение по весу и/или габаритам, то информация передавалась на ближайший пост ГИБДД (обычно расположенный сразу за рамкой), на котором у водителя проверялись документы и, в случае обнаружения нарушения, оформлялся протокол об административном правонарушении и выписывался штраф.

Информация, полученная из измерений, не приводила к автоматическому выписыванию штрафов, а лишь указывала, чьи документы необходимо сверить с габаритами. Несовершенство процедуры привело, как показали журналистские расследования, к злоупотреблениям: появлению системы «услуг» ГИБДД, включавших спецпропуска и предупреждающие СМС-рассылки. Несовершенства технических средств, кроме того, не позволяли проводить проверку более 10% большегрузов.

 

После анализа проблем и издержек, Росавтодор сделал следующий шаг — к «традиционным» пунктам весогабаритного контроля добавились автоматизированные. Если первым, для точного измерения, необходимо снижение скорости автомобиля при прохождении рамки, то вторые регистрируют необходимые параметры с автомобиля, движущегося со скоростью больше 100 км/ч. Данные снимаются с гораздо большего числа транспортных средств, и передаются уже не на пост ГИБДД, а в информационный центр, где транспортное средство и его владелец автоматически идентифицируются, и проверяются на наличие разрешений. Нарушителям автоматически направляются «письма счастья».

 

Система автоматизированного весогабаритного контроля тестировалась в течение четырех лет, с 2012 по 2016 год, после чего была запущена,
с 1 октября 2016г., как пилотный проект в Вологодской области. По статистике Росавтодора, за год функционирования системы, удалось уменьшить число нарушений на 17%, сумма штрафов составила 175 млн. рублей. На сегодня автоматизированные пункты весогабаритного контроля действуют в 17 регионах России. Как планируется до конца 2019 года, будет функционировать 125 автоматизированных пунктов, к концу 2020 - 387. Автоматизированные пункты охватят все федеральные трассы, на каждые 100-150 километров будет хотя бы один пункт. После 2020 года планируется распространение автоматизированного контроля на региональные трассы.

 

Проблемы автоматизированного весогабаритного контроля

 

Несмотря на четырехлетнее тестирование автоматизированной системы весогабаритного контроля, к моменту ее запуска в эксплуатацию, не была проведена работа по анализу аспектов ее использования и законодательному сопровождению. По сути, упомянутая статистика по снижению нарушений и количеству собранных штрафов была единственным результатом тестирования.

 

Не были выявлены и устранены практические недостатки системы, не было также и проекта соответствующего законодательства. Фактически  законопроект о АСВГК был передан на рассмотрение Правительства, когда в ряде регионов система уже полтора года функционирует в штатном режиме и собирает штрафы.

 

До сих пор законодательно не прописано единых требований к оборудованию автоматизированных пунктов контроля. Существуют рекомендации Росавтодора, но они носят не обязывающий, а рекомендательный характер (другими словами, являются «пожеланиями» для производителей оборудования). При этом к установке «умных весов» привлекаются, на основе государственно-частного партнерства, частные компании. «Частники», очевидно, заинтересованы в возможно быстрой окупаемости объектов и получении прибыли – а, следовательно, в росте числа штрафов, из которых и будет формироваться их доход.

 

Уже сегодня в суды поступили тысячи жалоб на некорректность измерений «умных» весов. В большинстве жалоб отмечается, что данные АСВГК по весу транспортного средства:

  • разнятся от одного пункта к другому;
  • не сходятся с данными, полученными при взвешивании с помощью обычных (стационарных) весов.

За 10 месяцев прошлого года было оспорено более 1.1 тысячи штрафов от системы АСВГК (каждый третий) в Нижегородской области, при этом отмены штрафов удалось лишь единицам: крайне трудно доказать, что в момент автоматического взвешивания машина не была перегружена.

 

Лишь в отдельных пунктах установлены электронные табло, отображающие измеренный вес автомобиля. Если декларируемая цель: сохранность дорог, и правда является приоритетом при внедрении АСВГК, то логичнее было бы сразу предупредить водителя о нарушении – он ведь может и не знать, что едет с перегрузом. Вместо этого водителю позволяют ехать дальше и продолжать разрушать дорожное полотно. Правда, при этом он будет раз за разом получать штрафы – получается, что максимизация суммы штрафов является более приоритетной задачей системы, чем забота о техническом состоянии дорог.

 

Перевозчики отмечают и наличие разброса и случайности в измерениях: например, после езды по разбитому полотну может ослабнуть крепление или сбиться центровка груза, в результате чего нагрузка на одну из осей может увеличиться и выйти за допустимый предел. Если табло проинформирует водителя о нарушении, то с большой вероятностью тот остановится и предпримет какие-то действия для исправления ситуации (если же будет продолжать движение, зная о перегрузе, - это будет означать умышленное нанесение вреда дороге и большая сумма штрафов будет оправдана).

Та же проблема еще в большей степени относится к насыпным и, особенно, к наливным грузам: центр тяжести груза смещается при движении, в результате чего измерение показывает сверхнагрузку на одну из осей. На традиционных, стационарных весах, на которых машина движется медленно,

никакого перегруза может и не быть, но у водителя нет доступа к «контрольным» весам. По этой причине в ряде развитых стран либо отменено взвешивание автомобилей с наливным грузом, либо для них увеличена допустимая погрешность измерения.

 

Будут ли учтены пожелания участников рынка в окончательном варианте законопроекта, пока неизвестно.

 

Предельно допустимые значения габаритов и массы транспортных средств, штрафы

 

В «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. регламентированы предельно допустимые значения габаритов и массы грузового автомобиля.

 

Транспортное средство считается негабаритным, если:

  • его ширина превышает 2,55 метров (для изотермических кузовов — 2,6 метров), высота — 4 метра, а длина — 12 метров для прицепа и одиночного автомобиля и 20 метров для автопоезда;
  • кроме этого, негабаритным будет считаться автомобиль любой длины, если груз в нем «свешивается» более чем на 2 метра.

Нормативы по массе определяются числом осей и видом транспортного средства:

  • например, для двухосного одиночного автомобиля это 18 тонн, а для шестиосного автопоезда - 44 тонны;
  • перевозчику необходимо также учитывать величину допустимой нагрузки на каждую ось - подробную таблицу можно найти в упоминаемых «Правилах».

 

При превышении предельно допустимых значений габаритов и/или массы, для передвижения автомобиля по дорогам требуется специальное разрешение, которое выдает Росавтодор - для трасс федерального значения, или орган исполнительной власти, в чьем ведении находятся региональные дороги маршрута.

 

Разрешения выдается на основании:

  • заявления, с указанием маршрута, характеристик груза, числа поездок;
  • технической информации об автомобиле (масса, число осей, расстояние между осями и др.);
  • документов на транспортное средство;
  • схемы крепления и информации о технических требованиях к перевозке груза.

По рассмотрении представленных документов, может быть выдано разовое или многоразовое (максимум - 10 поездок) удостоверение.

 

Для транспортного средства, которое, вместе с грузом, выше 4,5 метров, шире 5 метров или длиннее 35 метров, потребуется не только разрешение, но также согласование маршрута с ГИБДД и другими ведомствами или даже разработка специального проекта движения.

 

Для транспортного средства тяжелее 44 тонн выезд на маршрут будет возможен только после оценки Росавтодором технического состояния всех дорог на маршруте, в исключительных случаях возможно даже проведение работ по усилению отдельных участков дорожных покрытий.

 

Следует учитывать, что получение разрешения на передвижение транспортных средств, превышающих предельные значения габаритов и массы, возможно только в случае перевозки неделимого груза. Если без нарушения технических требований к перевозке, груз можно разобрать на части, то именно в разобранном виде ему и будет разрешено перевозиться, если потребуется – с разделением на несколько машин. Исключение составляет случай, если транспортное средство с грузом превышает предельно допустимые значения (габаритов, массы или осевых нагрузок), не более, чем на 2 процента – в этом случае можно избежать разделения груза на части. Если же превышение составляет более 2, но менее 10 процентов, разрешение выдается по упрощенной процедуре.

 

Порядок получения разрешения определен в Приказе Министерства транспорта №258 от 24.07.2012 г.

 

Порядок проведения весогабаритного контроля прописан в Приказе Министерства транспорта №125 от 27.04.2011 г.

 

Штрафы за превышение разрешенных значений габаритов и массы определены Федеральным законом №248 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (2015г.), а также с другими законодательными актами. Размеры штрафов прописаны в статье 12.21.1. Кодекса об административных правонарушениях. Штрафы дифференцированы в зависимости от степени превышения допустимых габаритов и веса:

  • за превышение на величину от 2 до 10 процентов при измерении в автоматическом режиме размер штрафа составляет 150 000 рублей;
  • за превышение на величину более 50 процентов - 500 000 рублей.

Следует учитывать, что по сложившейся практике штрафные квитанции приходят только к собственникам транспортных средств.

Поделиться


Вы перешли по промо-ссылке с баннера, поэтому заслужено получите обещанный подарок!

1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Напишите нам на почту info@truck-mo.ru
3. В теме письма напишите "ПОДАРОК".
4. В письме укажите свой e-mail, который использовали при регистрации и ссылку на сайт, где нашли баннер.
5. В течение некоторого времени мы зачислим деньги на баланс вашего аккаунта.